Богослужения понедельника 1-й седмицы Великого поста
18 марта 2024В понедельник 1-й седмицы Великого поста, 18 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий молился за уставным богослужением в Казанском кафедральном соборе — утреней, часами, изобразительными и вечерней.
Богослужение совершил ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов.
Уставные тексты читали клирики собора, чтецы и алтарники.
Богослужение транслировалось на YouTube-канале собора и на телеканале «Союз».
В тот же день правящий архиерей совершил в соборе великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского.
Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин, клир собора и другие священнослужители.
Пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой.
«Поздравляю вас с первым днем Великого поста, — сказал владыка в проповеди. — В этот вечер вы пришли послушать канон покаянный преподобного Андрея Критского. Покаянию учил нас Христос, Он сказал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:7). К покаянию призывали Иоанн Предтеча, святые апостолы. Апостол Павел говорил, что покаяние начинается с печали о Боге (2 Кор. 7:9-10). Кто кается, тот чувствует печаль, что мы через свои грехи далеко ушли от Бога. Господь приходил за нами, пострадал за нас — был распят на Кресте, дал нам Свое учение и, главное, заповеди, и в первую очередь — о любви, ибо Бог есть любовь (1 Ин. 4:8), и призвал уподобиться Отцу Небесному. Когда мы уподобляемся Богу? Когда правильно относимся друг ко другу. У Бога нет грехов. Если мы не грешим, значит, уподобляемся Ему. Бог прощает грехи: если и мы их прощаем, то уподобляемся Ему. Мы должны уподобляться Богу, поскольку созданы по Его образу и подобию. По образу Божию созданы мы все, а подобны Господу не все, а только те, кто проводит благочестивую жизнь. Они уподобляются Богу, в первую очередь, смирением и кротостью».
«Хотел бы на пост предложить вам попробовать воздержаться от нелюбви, — продолжил архипастырь. — Подвижники уходили в начале Четыредесятницы из монастырей в пустыню не только для того, чтобы воздерживаться от пищи, а чтобы воздерживаться и от нелюбви. Они проводили в пустыне сорок дней в одиночестве, и когда возвращались в обитель, были преисполнены такой любви, что говорили: «Господи, какое счастье, что есть люди! Наконец-то мы видим наших братьев — таких родных, близких!» Так они воспитывали в себе любовь к людям. Господь по тому узнает, что мы Его ученики, если будем иметь любовь между собою (Ин. 13:35). Вот он, основной признак, — это любовь! Если нет ее — мы никакие не ученики Христа. Если человеку внушают, что ему лучше быть одному и любить только себя — это обман. Примерно это и внушал диавол нашим прародителям. Мы знаем, кем стали наши прародители, когда послушали его. Они стали, говоря современным языком, бомжами. Вот и мы сейчас — такие же бомжи, без рая. Мы — странники, пришельцы на земле. Куда идти, куда мы придем — никто ничего не знает. Вот верующему понятно: надо держаться за Бога, Он все управит».
«Господь создал нас, чтобы мы были вместе, любили друг друга. Что же мешает нашей любви? Например, начинаем укорять друг друга — и сердимся, раздражаемся. Надо постараться постом страсть осуждения побороть, иначе у нас любви не будет. А ведь наше сердце — теплое, создано, чтобы согревать не только нас, но и других людей. Мы не эгоисты, не себе принадлежим, а тем, кого Бог нам послал, чтобы мы согревали их теплом своей души. Мы должны быть сострадательными — если человек рядом с нами страдает, сочувствовать ему — то есть иметь такие же чувства, как он. Этого от нас Господь ждет. Поборемся в посту с нелюбовью. Воздерживаясь от объедения, пьянства, давайте убирать и нелюбовь. Будем молиться, и Господь сделает нас более любвеобильными, сострадательными. Время покаяния, которое Он нам дал, давайте проведем с пользой для души. Будем печаловаться, скорбеть о своих грехах. Хотелось бы меняться, поэтому будем чаще исповедоваться, причащаться, чтобы Бог был в нашем сердце. Он будет помогать нам, управлять нами на пути к Светлому Христову Воскресению», — завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Богослужение транслировал канал собора в YouTube.
На первой седмице Великого поста с понедельника по четверг в храмах совершается чтение великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей — около 250 (в обычных канонах их около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. Чтение канона завершается повторением ирмоса 9-й песни, прославляющего явившую нам Христа Богоматерь как высшую всех Небесных Сил.
НАША ФОТОГАЛЕРЕЯ НА Flickr (можно скачать фото в оригинальном размере):
Фотограф Андрей Петров: https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72177720315560649
См. также просмотр этой фотогалереи в режиме слайд-шоу на нашем сайте в разделе МЕДИАТЕКА:
http://kazansky-spb.ru/foto/foto-po-godam/